Цветная художественная гладь подчеркивает характерные особенности изображаемых предметов и выполняются нитками, цвета которых близки к природным, с плавным переходом тонов. Для придания объема и выпуклости рисунку фигура на конце или по краям делаются более светлой, а к основанию или к середине – более темной. Если у листьев и лепестков цветка края отогнуты, то их надо вышивать в другом направлении и другими тонами: более светлым тоном (если они освещены), и более темным (если они лежат в тени). Понятие о светотени дает возможность показать объемность вышиваемых предметов (ягоды, цветы, птицы). Свет влияет на расцветку предметов. В освещенной части предмета (или узора) цвет имеет более светлые тона, а в затемненных местах - тона того же цвета темнее.
Поэтому очень важно для художественной глади подбор цветов и оттенков ниток выполнять при дневном свете. Так же при подборе ниток необходимо учитывать цвет ткани, на которой будет выполняться вышивка.
Красный, синий, желтый, зеленый и все их оттенки лучше выделяются на сером фоне. Поэтому, подбирая фон для многоцветной вышивки, лучше использовать ткани светлых приглушенных цветов (серо-зеленый, серо-бежевый, серо-голубой, серо-бирюзовый, кремовый), на которых цветные нитки будут выглядеть наиболее выигрышно. Фон в художественной вышивке ни в коем случае не должен быть ярче самой вышивки.
При вышивке цветными нитками на белом фоне следует учитывать, что на белом все цвета выглядят значительно ярче, резче, темнее, поэтому лучше подбирать более светлые, неяркие нитки. На черном фоне красиво смотрится вышивка яркими нитками.
Вышивая узор, следует, прежде всего, определить основной его цвет и тон (например, пастельный или яркий), а затем искать остальные оттенки. Фон также должен быть подчинен ведущему цвету вышивки.
Чтобы край зубчатых листьев был ровным и выпуклым, перед началом зашивки листа гладью, можно прометать его частым швом «вперед иголку».